«Мы сами создаём и своих друзей и врагов, но в процессе забываем об этом.
Из-за того, что нам недостаёт осознанности, наши творения превращаются
в нечто осязаемое и реальное, и мы запутываемся ещё больше. Если же вы
в полной мере поймете, и не только умом, что всё – лишь ваше творение,
вы освободитесь.»
Из книги Дзонгсар Кхьенце
«Отчего вы не буддист»
«Люба любит шопинг» — от этого безобидного замечания, брошенного моим новоиспеченным зятем, мне становиться, не на шутку, плохо. Как будто кто-то со всего маху ударил под дых. Я чувствую как переламываюсь пополам, судорожно хватаю воздух, не могу вздохнуть, теряю равновесие.
— Это неправда! — кричу я, но мой голос проваливается в бездну, а перед глазами — темнота.
— Это неправда! Я ненавижу шопинг! Это унизительно, глупо, недостойно! Это не для меня! Не моё! Я не такая!
Сердце сейчас выскочит из груди. Останавливаюсь.
— Мама, что с тобой? Тебе нехорошо? – дочка с зятем смотрят на меня с беспокойством – Ты в порядке, мама?
— Я не люблю шопинг, это неправда…- начинаю я, пытаясь удержать равновесие – Я это делаю ради вас.
— А по-моему, любишь, и что в этом плохого? — добродушно улыбается мой сын в законе.
— Мама, правда, что тебя так задело? Мы все любим шопинг – это у нас семейное. Что не так?
Я понимаю, что не смогу сейчас ничего объяснить. Мы торопимся на спектакль. Дочка с её мужем всегда превращают моё пребывание у них в Лондоне в настоящий праздник: новые выставки, спектакли, хорошие рестораны, прогулки. Откуда вдруг такая резкая боль, обида… унижение? Как будто меня поймали на чем-то постыдном, пошлом…
Всю дорогу обратно, благодарность за замечательный приём, за ощущение любви и заботы, перемежается с, клокочущей в горле, обидой. Это не правда – я не такая!
Два часа в поезде. Откуда берется это состояние стыда, горечи? Ведь ни само же слово «шопинг» вызывает у меня такую бурю чувств? Если я хочу объяснить детям, что так задевает меня в этой фразе, я в первую очередь, должна понять это сама.
Я медлю… страшусь… Нехотя начинает раскручиваться колесо Памяти. Что я там найду? Папино насмешливое «вечные ваши шмоточки!», каждый раз когда мы покупаем что-то не совсем духовное. Сам папа вполне любил покупки, но при этом пытался, сарказмом и иронией, принизить их значимость в своей жизни. Может это оттуда? А может вечная нехватка денег заставляет меня и сейчас ощущать себя преступницей, тратящей их бесцельно? Правда это не мешает мне заполнять до отказа свой шифоньер, да и дом всевозможными безделушками… Много лет тому назад, моя близкая подруга, услышав мои жалобы на напряженную атмосферу в семье и моё растущее недовольство происходящим, завела меня в дорогой (по тогдашним моим средствам) магазин одежды. «Померь!» – скомандовала она. Чисто из любопытства, я одела свитер. «Теперь, брюки и сапоги» – продолжила она, протягивая перечисленное. Отражение в зеркале мне понравился, но я, со вздохом сожаления, была готова вернуть всё это обратно на полки. «Покупай!» – последовал безапелляционный приказ, и я рассмеялась: «Ты с ума сошла! Я тебе только что объясняла, что у нас аховое положение с деньгами, минус зашкаливает, и я не знаю, как вылезти из этой ситуации, а ты предлагаешь её ухудшить?» «Я предлагаю, улучшить! Положись на меня!» — уламывала меня подруга и, до сих пор не понимаю как, но уломала. Я даже прибавила к этому дорогущий халат. Наверно, под наркозом… Тогда я тоже чувствовала себя преступницей. По мере приближения к дому, мой ужас перед совершённым разрастался до вселенских масштабов, но, как это не парадоксально, моя нежность и жалость к мужу росли параллельно. Мы оба с ним были в шоке, но моё чувство вины, смягчило мою обиду на него, а его прозрение, перед моим «отчаянным» поступком, заставило задуматься и, видимо тоже, пересмотреть ситуацию. Нам полегчало. Память бросает меня из стороны в сторону, но, вряд ли, в этом примере лежит корень зла.
Как из шляпы фокусника, я вытягиваю одну историю за другой, грустные, смешные, нелепые… Ответ я знаю, с самого начала, и страх перед ним, заставляет меня убегать в воспоминания…
«Мне стоило лишь пожелать
И духов зла явилась рать.»
Книга Рея Брэдбери, названием которой послужила фраза из шекспировского «Макбета» — философско-мистическая история о зловещем бродячем Карнавале. Раз в пятьдесят лет он возвращается в город, для того, чтобы люди Осени, заправляющие им, могли вылавливать потерянные души: «они просеивают смятение людей и улавливают их души, они выедают разум и заполняют могилы грешниками.»
Они привозят с собой зеркальный Лабиринт и Карусель. Попадающие в Лабиринт, видят себя глубокими стариками, а Карусель предлагает им возврат назад в юность, в детство… Один круг вперед добавляет годы, круг назад – уменьшает. Можно уменьшиться до размеров младенца или стать старше, но «карусельный возраст» не соответствует реальному, внешнее не меняет внутреннее. Ловушка, выбраться из которой можно только став рабами людей Осени.
Настоящее зло не в них, не в Карнавале… Желание живет внутри нас, в соблазне заменить реальное видимым, духовное – суетным, внешним. «Мне стоило лишь пожелать…» и Карнавал заменит твою жизнь, предложит Маску, под которой…которая станет тобой, проявит всё самое скрытое в тебе, а за ней окажется пустота, ничто… Страх перед жизнью, отсутствие духовности, наполненности, смысла, толкает прямо в объятья людей Осени, жестокой иллюзии, рабства. Вынужденная Маска не скроет очевидное, а наоборот, выставит его на показ, на всеобщее обозрение. Блага же, обретенные таким путем, навсегда останутся имитацией. Суета материальности, заменяющая духовный мир. Видимость жизни.
В этом мой Страх. Только и Карусель, и зеркальный Лабиринт, мне заменяет Шопинг — иллюзорность цели, важности, значимости. Шопинг как суррогат истинного интереса, увлеченности… как бегство от депрессии… Невостребованность.
Конечно, все это очень субъективно. «Мы сами создаем себе и друзей, и врагов…»
Шопинг – это правда, не моё, но «если двое говорят, что ты пьян, иди проспись».
Откуда же взялась фраза «Люба любит шопинг»? Впечатление, свежий взгляд, причем, не лишенный личной симпатии. Какой смысл объяснять всю подоплёку моей обиды? Может теперь, когда я разобралась с собой, попытаться понять, что же увидел другой?
И опять колесо Памяти крутится назад, только теперь быстрее, свободнее, да и крутиться ему не долго.
Дети вырастали и начинали свою жизнь. Наш ежедневный контакт ещё сохранял иллюзию обычной семьи: папа, мама и трое детей, но дети уже шли своими путями, а мы оставались позади. Опустевшее гнездо, но не остывшее. Каждый раз, когда мы собирались вместе, съезжаясь на короткие семейные встречи, мне хотелось дать всем то, что я давала им раньше, то что всегда казалось мне важным. Я организовывала культурную программу с походами на выставки, концерты, в оперу. Мне казалось, что это поможет сохранить нашу связь нерушимой, на равном, независимом уровне общения, как взрослые. Я продолжала, по инерции, оставаться мамой «на полную катушку». Они же, принимая всё это, отдавали мне дань уважения. Кто-то это делал с большей охотой, а кто-то – совсем без оной. На расстоянии, у них появились свои предпочтения, устоялись свои вкусы. Моя неуёмность вызывала раздражение, недовольство, приглушенные конфликты. Не скрою, мне было обидно.
Однажды, по просьбе детей, мы отправились за покупками, на шопинг. Настроение у всех было миролюбивое. Нам с мужем было приятно радовать детей подарками. Состояние праздника, беззаботности, легкости, без вежливых одолжений – искренне. Дети, как в детстве, были вместе, смеялись, подшучивали друг над другом, обменивались мнениями, просили совета. Глядя на них, в тот момент, я была счастлива. Мы опять были родителями, дающими, дарующими… Может быть и не так, как хотелось мне, но так ли уж это важно? Мы были вместе…
Каждый из них, для меня это целая вселенная, нерушимая связь, ради которой можно забыть все свои страхи, опасения… Я и забыла… Даже про своё отношение к шопингу!
Значит он прав, мой новый сын в законе, мой зять: «Люба любит шопинг», но только со своими детьми! Так ли это постыдно?
Всего два часа в поезде…
«Если же вы в полной мере поймете, и не только умом, что всё – лишь ваше творение, вы освободитесь.»
А откуда ТАКОЕ большое чувство дискомфорта, вины и даже стыда от того, что можно получить удовольствие от шопинга. В этом стыде есть что-то советское: все материальное не стоит нашего внимания и даже постыдно, все духовное приветствуется. Я, в связи с этим, вспомнила, как однажды была на психологическом тренинге, на котором мы говорили также о деньгах и ведущая дала нам домашнее задание — написать оду деньгам, чтобы избавиться от этого советского чувства, что материальное недостойно нас. Я вернулась в гостиницу и вот, что я написала тогда:
Деньги
Я так хочу, чтоб без проблем, без сильных жертв и разрушений
Поток красивых ЕВРО денег стабильно притекал ко мне.
Трудиться, мыслить я умею, но не хочу, чтоб на износ,
Кровавым пОтом обливаясь, я зарабатывала б горбом.
Нужны ли деньги? Без сомненья! Не проживешь без них никак.
И сколько б мы не говорили, что деньги счастья не несут,
Ни книги, музыка иль фильмы без денег к вам не попадут.
И потому люблю вас, деньги, для добрых дел, на радость мне,
Моим друзьям, моей семье!
Ганновер, май 2012
Люба, напиши и ты стихи полушутя – полувсерьез о шопинге, может это избавит тебя от возникшей реакции на несправедливо :)) приписанную тебе любовь к шопингу :)). Не стоит относиться ко всему так серьзно :)))
Эля, спасибо за комментарий. Я не думаю, что нужно избавляться от всех наших страхов — это то, что формирует наш характер. Мы все разные и это благо. Что касается денег, то я всегда утверждала, что дело не в деньгах, а в их колличестве! Я транжирка по натуре — все с избытком. Шопинг — это некий симптом потери интереса, плацебо. Это мое ощущение и оно не идет из советских периодов. Помнишь знаменитую фразу из учебника обществоведения: зачем нормальному советскому человеку 10 комнат? При моем подсчете, у меня всегда получалось на 3-4 комнаты сверх этих десяти, причем только для меня самой, даже без семьи и детей. Представляешь, сколько всевозможных интересов можно разместить в этих 14-ти комнатах, даже не отправляясь на шопинг! А вообще-то, мне хотелось сказать о любви к детям, которая все наши умные или глупые принципы отправляет в забвение…