5:55 утра. Веки махом взлетают вверх и глаза устремляются в полумрак комнаты.
Ещё один день… Ещё одно беспощадное время суток… Каждый раз в это время меня охватывает невероятная тоска, ощущение бессмысленности, неправильности… Сомнения роятся у изголовья … Ещё один день… Пережить, переплыть…
Переплыть?
Во времена давние, былинные, мореходы брали на борт корабля клетки с птицами. Вслепую бороздили они морские просторы, в поисках земель ещё не виданных, и птицы помогали им эти земли узреть… Если, выпущенная над водой птица возвращалась, то значит плыть им ещё и плыть, а если навсегда исчезала за горизонтом, то были они уже близки к цели.
Вот и я, пока ещё на плаву, всё чаще и чаще запускаю в будущее птиц своих раздумий.
Мои птицы продолжают возвращаться … порой умиротворённые гладью морской, порой потрёпанные штормами, но чаще, притихшие, они добровольно забираются в свои незапертые клетки и отрешённо сидят по углам…
Когда-то, будущее, в мельчайших деталях, являло мне себя во снах. Сначала это пугало, со временем стало привычным (почти бытовым), пока однажды просто не исчезло… С тех пор приходилось жить, полагаясь на здравый смысл да на жизненный опыт. Худо-бедно, но прожить можно…
И вдруг, всё изменилось, да так стремительно, что прежний опыт стал бессмысленным, а здравый смысл растерял все свои ориентиры …
Я и не заметила, как мой корабль заплыл в болотные воды… они затягивают его всё глубже и глубже… время растягивается, перетекает через борт и навсегда исчезает в беспросветной тьме под кормой. Сознание погружается в густую тину: мягкую, теплую, тягучую…
Покой, сгущающийся вокруг меня, зловещ, но, до боли, знаком. Раньше он был изыском, отметиной, а теперь стал обыденностью, а значит, потерей…
«Я, как видавший виды мореход,
все вещи для меня аборигены,
наивны, неподвижны, неизменны,
а мне видений полон небосвод.
Весь этот мир, теснящийся вокруг, —
пустыня, он безлюднее луны,
но в них все отклик, отзвук и испуг,
и все слова у них населены.
Но вещи, мною взятые сюда,
ушли в себя в предчувствии потери:
в своей стране они лихие звери,
а здесь дышать не в силах от стыда.» ***
Я знаю, что нужно встать, подойти к окну, впустить в комнату утренний свет, наполнить её воздухом и вернуться в постель. Если повезёт, то сон опять заберет меня к себе и тогда, часа через два, я смогу проснуться в новый день без боли сомнений. Если повезёт…
P.S. Людей на улицах, в привычных мне пределах, почти не видно. Только непривычные, длинные очереди у магазинов наводят на грустные размышления. Они на редкость, тихи и послушны… Полтора-два метра — расстояние непреодолимое, маски на лицах да и перчатки на руках к общению мало располагают. Ни улыбнуться, ни руки подать…
Как же стремительно мы изменились? Как покорно изменили себе и себя…
*** Одинокий — Р.М.Рильке — перевод В.Куприянова
Фотокомпозиция Л.Соколовски из серии «Что такое реальность?»