63. Я вернулась…(продолжение) — Мой выбор.

На фотографии (слева направо): мой сын и молодой отец Мики, Шимон Перес и Микин лучший друг Амос на свадьбе школьной подруги несколько лет тому назад.5887_10152932393180023_59926197_n

Шимон Перес, девятый президент Израиля, последний из основателей и отцов этого государства, человек вокруг имени которого никогда не смолкали споры, скончался на 93-м году жизни, через несколько дней после рождения моей внучки.

Скончался, как и жил – короткий период консенсуса, почета и признания, а затем опять споры, споры, споры…

Время петлёй метнулось назад и в сторону, отбросив меня на 36 лет назад.

Я эмигрировала в Израиль без всяких предварительных знаний – белый лист. Я не стремилась в Эту страну, а больше хотела уехать из Той, в которой жила ранее.

Мне повезло – мне выпала возможность вглядываться в эту страну непредвзято: без сантиментов и без предубеждений, ориентируясь только по своим меркам черного, белого и всех оттенков других цветов.

Первые годы в Израиле – всё любопытно, всё ново, всё необычно. Волшебство, экзотика – долго ли на них можно прожить? Именно прожить, пустить корни, найти близких по духу, создать свой мир…

В первый год, в рамках студенческих слётов, я побывала на двух встречах: одна с Шимоном Пересом, а другая с Менахемом Бегиным. Обе встречи проходили в лесу, при огромном количестве студентов-репатриантов, съехавшихся со всех уголков Израиля.

С первых же слов Переса я почувствовала себя в близком и знакомом мне мире. Он не был великим оратором, способным зажечь толпу, да и то, о чем он говорил не было рассчитано на многих. Он говорил о книгах, поэзии, переворачивал целые пласты Истории, говорил о будущем, о мечте. Я была очарована. Это было то, что я искала, чему могла верить и доверять. «Если такие люди руководят этой страной, то это моя страна» — думала я — меня переполняла гордость и вера в правильность выбора.

Бегин был другим. У него была харизма и многие в едином благородном порыве шли за ним… Осмысление приходило позже… Меня это пугало и отталкивало. Беснующаяся толпа – вызывала опасение и слишком много негативных ассоциаций.

Мой выбор был сделан… Это был не вопрос правых и левых – это было отношение к личности, к стилю.

Они и из жизни ушли по разному… Обожаемый толпой Бегин, ушел от политики, порвал контакт со всем миром и скрылся за стенами своего жилья. Что мучило его в последние годы, дни? Что заставило уйти от всех и всего? Его почитаемого, принятого, победителя?

Всю свою жизнь побиваемый камнями Перес, ушел из жизни, как будто его остановили на полпути. В его планах было ещё так много! Последние годы он был окружён любовью и признанием, не только в мире, но и в своём государстве. Наконец-то стали говорить вслух о том, что это он создал военную мощь Израиля, был отцом ядерного реактора в Димоне, что первые поселения были его заслугой, что он, будучи министром финансов, вывел страну из тяжеленного кризиса, что создал духовно и практически израильский хайтек, завоевавший весь мир…

Больше 70-ти лет достижений и провалов, почитания и признания в мире, и ненависти и гонений в той единственной стране, которой он посвятил всю свою жизнь. Его упрекали соглашениями в Осло – мечта о мире, не принесшая ожидаемых плодов… Одна моя подруга говорила: « Наши дети всегда найдут в чём нас обвинить… Остаётся только уповать, что они поймут, что мы всё делали с лучшими намерениями…», а мой папа любил повторять: «Кто ничего не делает, тот и не ошибается». Возможно, всё вышло не так как хотелось, но ведь альтернативы никто пока не нашёл. У меня есть один любимый анекдот: Старик отправляется в дорогу и старуха завязывает ему на дорогу котомку. Проходит старик часть пути и котомка развязывается. «Ах ты глупая старуха!» — ворчит старик – «Даже котомку завязать нормально не может!». Останавливается, завязывает котомку по новой и продолжает путь. Через пару сотен метров котомка опять развязывается и опять он ворчит: «Ах ты глупая старуха. Даже котомку завязать нормально не может!». И так до самого места назначения: он завязывает, котомка развязывается, а он ворчит: «Ах ты глупая старуха!».

Смотрю на великолепные похороны, на лидеров держав и стран, приехавших отдать последние почести этому неординарному человеку, который был явно велик для этой страны, хотя только ей и её народу мог принадлежать, и разные мысли и воспоминания всплывают в сознании.

«А ведь ты была права в отношении Переса» — говорит мне папа. Это признание я получила от него лет пять тому назад. Наш долгий спор подошёл к концу. Как жалко, что он понял это так поздно и не уверовал в то, во что так верил по жизни Перес: «планов на будущее должно быть всегда больше, чем свершений в прошлом…»

Время держит меня в тисках и мне кажется, что я не смогу вернуться в настоящее… Что же мне так важно в этой истории сейчас?

У каждого есть свой путь, иногда это бесконечная Голгофа, но если искренне верить в себя, он приведет к Царствованию.

***

У меня на руках малышка-внучка и от неё лучиками отходит свет, освещающий то один, то другой уголок прожитого, пережитого, забытого…

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ