65. Я вернулась…(окончание) — Напоследок…

«Оставайтесь сегодня дома» — просит мама и мы с мужем, охотно приняв её предложение, погружаемся в состояние полного спокойствия и лени. Часам к 11-ти утра мы накрываем стол на мамином цветущем балконе и приступаем к бесконечному завтраку. Разговор о чём-то, разговор ни о чём – время замерло под палящим израильским солнцем, покой, затишье…

«Странно, откуда вдруг столько вертолётов?» — говорит мама — «Надо включить радио».

Совсем рядом от нас – террористический акт. Прямо из машины, автоматной очередью, по людям на автобусной остановке… всего 3 минуты… Семь раненных, двое убитых… Солнце палит как и прежде… Ещё девять рек-судеб, навсегда изменивших своё течение. Для них уже ничего не будет как прежде: смерть, горе, страх, потеря…

Покой? Затишье? Оцепенение…

«Всё-таки, давайте поедем к детям» — решаем мы одновременно, не сговариваясь.

Город притих, опустел… ещё один еврейский праздник с уже привычными жертвами… по радио сплошные репортажи о поимке, о погибших, о раненных, рассказы свидетелей…

Мы выезжаем на трассу. Репортажи о случившемся сменяются плановыми программами и вдруг… «У микрофона Алекс Анский». Я не верю своим ушам… Тридцать с лишним лет тому назад голос этого человека, его утренние передачи по радио были для меня глотком свежего воздуха, который давал заряд оптимизма на весь день. Он говорил, апеллируя теми понятиями добра и зла, которые были мне бесконечно близки. Когда трагически погиб мой любимый дедушка, он сказал о нём те единственные слова, которые нужно было сказать: честь, совесть, порядочность… «Алекс Анский» — для меня магическое сочетание слов – островок здравого смысла в океане безумия. Сколько же ему лет сейчас? Он ли это?

Как и тогда, его передачи это разговор, размышление. Он говорит о музыкантах своего поколения, о Пол Маккартни, подшучивает над современной музыкой и, на полном серьёзе, объясняет почему в Израиле не может быть фашизма: во-первых, фашизм подразумевает порядок, во-вторых – почитание и беспрекословная вера в лидера государства, в-третьих – единая национальная идея, и так далее и тому подобное… Думаю и без упоминания фашизма, можно было бы просто перечислить всё, чего в государстве Израиль как не было, так и нет. Зато здесь на двоих три мнения и все три диаметрально-противоположные! Да любой лидер – всегда битый…

Что-то с юмором, что-то всерьёз…

Время опять подхватывает меня и возвращает назад.

И опять умиление, восторги и малышка, передаваемая из рук в руки: прабабушка, дедушка, бабушка… Качели времени вперёд-назад, вверх-вниз, а иногда и в сторону…

***

ggg-david-printА ещё был спектакль. Театр «Гешер» под руководством Евгения Арье, поставил спектакль по книге немецкого писателя Стефана Гейма «Книга царя Давида».

Это опять к вопросу о лидерах. Они в этой стране всегда под критическим прицелом. Давность лет никого не волнует, да и  «святых коров» Израиль никогда не чествовал.

Кем был Давид? Бандитом, музыкантом, пастухом, тираном, прогрессивным монархом?

Обилие слухов вокруг личности Давида побуждают его сына, ныне правящего, царя Соломона заказать написание «единственно истинной», канонической Книги о жизни и деятельности отца. Казалось бы, ничего проще нет: монарх выбирает подходящего историка и в общих чертах даёт указания…

Царь так и делает: приглашает лицедеев для наглядности, выбирает интеллектуала-историка, которому есть что терять и объясняет все плюсы и минусы возможных результатов…

Столкновение пытливого историка с царским аппаратом власти  – неравная и очень опасная битва…

Существует ли историческая правда? Нужна ли она? Правомерно ли подвергать сомнению и самостоятельно толковать признанные испокон веков факты?

Стоит ли рисковать во имя исторической правды жизнью родных и своей собственной?

Спектакль смотрится на одном дыхании. Реальность причудливо переплетается с преданиями старины глубокой, вызывая восторг и опасения одновременно.

После спектакля кто-то возмущается, кто-то задается вопросами, кто-то усмехается… мне понравилось.

В своё время я с упоением читала эту книгу, ставящую под сомнение любую легенду, любой миф, даже если вся последующая история держится на нём и вера в него привычно-священна. Сомнение не для того, чтобы всё разрушить или перечеркнуть, а для того чтобы понять и принять осознанно, в ладу с собой.

Книгу  — рекомендую!

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ