78. Точка зрения – Нью-Йорк (1997) – Лондон (2016). Образ и звук (окончание)

20161203_141240Я ни в коей мере не пытаюсь шокировать благородную публику и уж тем более не ищу дешевой сенсации (интересно, как к месту подошло это слово здесь). О связи данного произведения искусств, коим оно наверняка и является, с излагаемым мною предметом немного позже. Пока же я продолжу историю о посещении МоМА (начало в предыдущей публикации), которое имело место быть в 1997 году, ровно 20 лет тому назад.

***

Вначале было слово, и слово это было сказано человеком: растоптанным, разуверившимся и восставшим из пепла. Дальше, Я САМ! – сказал человек и начал свой поиск, свой промысел…

В себе, из себя, для себя!

Музей Современного искусства в Нью-Йорке. Наверху был тупик, взрыв… тишина… Чем ниже по этажам, тем громче слово человеческое: из всех отверстий льётся, извергается, выдавливается…

И опять, на огромной тахте двое: женщина и мальчик. Бесстрастный взгляд в пустоту. Женщина раскрыла ноги перед лицом мальчика и он, столь же бесстрастно, изучает, что там у неё внутри. Мальчику на вид лет тринадцать. «Подарок матери ко дню рождения» …

Чем ниже по музею, тем ниже по телу человеческому (если оно ещё вертикально). Теперь всё начинает напоминать фантасмагорию: черти, всех размеров и рангов, фавны, исчадья ада… секс, во всём разнообразии форм и поз, и под конец… Огромный зал с одним, в реальную величину, экспонатом: голый человек на четвереньках с длинным, тянущимся на весь зал хвостом. Хвост особый – шлейф из экскрементов… Конец поиска!

***

С того первого столкновения с современным искусством много воды утекло. Я научилась принимать и понимать его (если сама категория понимания уместна в данном контексте). Я полюбила этот стиль мышления (ибо, чем ещё является современное искусство, как ни мыслительным процессом в развитии). Я и сама, некий период времени, активно принимала участие в этом процессе. Я даже разобралась в понятиях: модерное, современное и контемпорарное искусство (правда, это было совсем не просто…). Вот только один вопрос продолжал меня мучить всё это время: каков критерий отбора и что можно называть искусством в современном мире, а что пока оставлять в области быта? Ответ пришёл из самого неожиданного места. Да, да… взгляд на иллюстрацию!

2016 год. Премия Тернера в Tate Britain – это ежегодная номинация молодых художников Великобритании (моложе 50-ти лет) за удачную выставку или публичную презентации своей работы в предшествующем году. В 2016 году таких номинантов было четверо. Победителем в данной номинации была названа Элен Мартин, но именно работа Антеи Гамильтон привлекла наибольшее внимание и стала неким символом этой экспозиции. Из пояснительного текста:

«В основе любой из работ Антеи Гамильтон лежит исследование. Каждый предмет изучается близко и используется как линза, через которую можно смотреть на мир. Работы Гамильтон созданы под влиянием французского писателя и драматурга начала 20-го века Антонен Арто* и его призыва к «физическому знанию образов». Своими работами, выполненными с использованием необычных материалов, масштабов и с юмором, она стремиться заставить нас испытать именно физическую реакцию на идею или образ.»

Проект двери «большая задница» (или «зад») первоначально предназначался для дверного проема в многоквартирном доме в Нью-Йорке, но замысел не был реализован.

Каждый предмет изучается близко и используется как линза, через которую можно смотреть на мир.

Согласитесь, есть в этом что-то… От человека на четвереньках с хвостом из экскрементов до предмета, через который можно смотреть на мир… В первом случае – символ деградации, а во втором, через 20 лет, – точка зрения! И всё из того же места!

В холе музея, неожиданно попадаем на концерт хора, исполняющего классические произведения к Новому году. Голоса взлетают под самый потолок. Лица, как исполнителей, так и слушателей просветлённые и торжественные. Молодой дирижёр преисполнен любви и энтузиазма. В этом же самом месте год назад звучали военные марши, в исполнении списанных музыкальных инструментов периода первой мировой войны (история первая из серии образ и звук).

Под самым куполом холла подвешена перевёрнутая ёлка с золотыми корнями, устремлёнными вверх.

Рядом в зале бесконечное количество раз прокручивается фильм-видение художника-режиссёра из Глазго, Рейчер Маклин “WOT U 🙂 about”. Пародия на современное общество в свете господства социальной медии: продажа идеалов благополучия, молодости и счастья, зависимость от технологий, сельфи, лайки… внутреннее беспокойство и агрессия. «Хлеба и зрелищ» современного мира. Выполненный в сказочных образах, созданных по подобию детских телевизионных программ и рекламы, этот ролик вызывает ужас слишком очевидной узнаваемостью и прозрачностью смысла.

А вокруг холла справа и слева анфилады залов с произведениями искусств с 16-го по 20-й век… В этот раз ходить по ним было сложно… мешала «линза», как бельмо на глазу…

Мир без границ!

А критерий выбора? Время, потребность, личность творящего и судящего… Возможно главная прелесть сегодняшнего искусства в отсутствии критерия? Просто, создаём свою точку зрения… Согласны? Взгляд на иллюстрацию 🙂

 

*Антонен Арто – (1896—1948) — французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование. Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую «театр жестокости» («крюотический театр»). Из Википедии

 

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ