108. Белый Храм, Синий Храм и Черный, но не Храм… — хроника путешествия — 10

WBBВ машине нас двенадцать человек, не считая водителя и гида. Пара нашего возраста из Тайваня, восемь одиноких китайских женщин и мы. Пара из Тайваня держится особняком, а остальные смотрят на нас с неприкрытым любопытством.

Наш экскурсовод всё объясняет дважды, один раз для нас на английском, второй на китайском. Одно это уже придаёт нашей поездке особый шарм. На английском он говорит, подобно хозяйке туристического агентства, односложно, прямолинейно, без вводных слов, для усиления эффекта, повторяя всё по три раза. Некоторые латинские буквы не совсем узнаваемы в его произношении, так что повтор даёт нам дополнительное время на понимание. Видавшая вида машина, с разболтанными сидениями (о ремнях безопасности здесь упоминать наивно), несется на полном ходу по встречной полосе, и только на особо крутых горных поворотах, громким сигналом предупреждает об опасности встречные машины.

— Белый Храм – новый, Синий – новый, Черный – не Храм — сразу честно предупреждает гид.

В конце этой экскурсии, для части туристов, согласившихся уплатить дополнительную плату, есть ещё посещение деревни Длинношеих женщин.

Белый Храм, Синий Храм… Один раз увидеть, чем сто раз услышать… Одного раза  более, чем достаточно. Любопытно, ярко, красочно. В Белом Храме всё белоснежно, остроконечно, блестяще и холодно. Поражают размах и амбиции — замок Снежной королевы! Чего тут только нет? Ад, рай, пороки, смесь различных религий, герои современных фильмов, роботы… Здесь есть всё, кроме ощущения Храма, духовности.

Синий Храм, расположенный недалеко от Белого, ещё больше напоминает знаменитые детские парки. На территориях обоих храмов продолжается строительство, и вид ещё не разрисованных деталей, только усиливает ощущение «невсамделишности». При всём моём желании не использовать ассоциации, я чувствую себя как в Диснейленде и толпа посетителей, щелкающих фотоаппаратами, да обилие сувенирных лавок, только усиливают это впечатление.

Между посещениями этих двух современных сооружений, отправляемся всей группой на обед. В придорожном ресторане для нас уже накрыты столы. Мы оказываемся в гуще одиноких китайских женщин. В отличие от привычного нам, они не перекладывают пищу себе на тарелки, а едят прямо с общих подносов и салатниц. Нам ничего не остаётся, как вести себя соответственно. Они восхищаются моими украшениями, и проявляют явную заботу о моем муже, подкладывая ему лучшие и большие куски еды. Несмотря на языковый барьер, нам легко и уютно.

У нас непоколебимо хорошее настроение на этом таиландском севере. Мы готовы благодушно созерцать всё вокруг, и даже восхищаться Диснейлендом.

Постепенно привыкнув к крутым виражам и уверовав в мастерство нашего шофера, мы мирно дремлем до Черного не Храма, а когда мы открываем глаза…

Место зовет к себе. После легковесной мишуры и блеска, оно опускает на землю и затягивает в глубину. Нет, это не Храм, но в нем есть такая глубинная сила, что заставляет замирать сердце и одновременно ощущать очищение. Это очень субъективно, но всё в этой поездке строится на ощущениях, впечатлениях, на внимательном проникновении в «Здесь и Сейчас» самоё себя. Историю, концепцию, идею, личность создателя, этого раскрывшегося перед нами мира, мы узнаем потом. Сейчас, мы полагаемся только на свои внутренние ориентиры. Огромная территория, на которой около сорока причудливых строений совершенно черного цвета, густой медовый цвет многоярусных крыш, причудливые фигуры, витиеватая резьба по дереву, шкуры, черепа животных, кости, необычной формы строения с художественными инсталляциями внутри… Парк? Музей? Выставка? А может древний дух этой земли?

Каждый поворот головы, каждый взгляд дарит нам новые открытия. Порой жуткие, порой манящие, притягивающие, необычные, обескураживающие… Ещё, и ещё, и ещё… Чем дальше мы углубляемся внутрь этого мира, тем свободнее и легче становиться на душе. Есть в нем что-то явно зловещее, но и комфортное, освобождающее… Есть ощущение истинности, пусть и не всегда объяснимой. Не «потому что», а «несмотря на».

— Здесь можно было бы провести целый день – говорим мы почти одновременно, и только тут замечаем, что остались вдвоём. Не видно ни знакомых лиц из нашей группы, ни каких-либо других посетителей. Только где-то вдалеке, под навесом, несколько человек вытачивают и отполировывают новые черепа, скульптуры, замысловатые стулья, всё и без того, в избытке представленное вокруг. Этот мир себя продолжает создавать и воссоздавать…

Отведенное нам время подходит к концу… практически, мы опаздываем. Навстречу нам бежит одна из одиноких женщин и, молитвенно сложив руки и поклонившись, просит нас поторопиться. Пора отправляться в путь.

Перед глазами проплывают образы увиденного и мы благодарим судьбу за то, что в этой поездке нам удалось посмотреть и это.

Пройдет время, прежде чем смысл всего увиденного, предстанет перед нами во всей своей полноте. Кое-что покажется абсурдным, «притянутым за уши», а что-то удивит и порадует. Об этом чуть позже.

Впереди нас ждала деревня Длинношеих женщин.

DSC_0070

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ