102. Первые вопросы — хроника путешествия — 4

«Проявление и звук возникают из тонких умственных отпечатков, созданных мыслями. Подобно рисункам на воде, что растворяются сами собой, иллюзорные объекты просто исчезают, когда осознаешь их нереальность: вне истинной природы они не существуют.»
Кармапа XVI
Рангджунг Ригпе Дордже

DSC_0126Наш урок не прошел даром, по крайней мере, для меня. С этого момента, я решила не пренебрегать ни своими ощущениями, ни опытом, ни интуицией. Это вовсе не значит, что я стала принимать только знакомое и отрицать непривычное. Скорее наоборот, внимательно прислушиваясь к себе и максимально задействовав все органы чувств, я острее воспринимала окружающее. Я стала внимательней.

Королевский дворцовый комплекс поражает своим великолепием. Разнообразие форм, буйство красок, ослепительный блеск золотых стен и куполов, мозаичные колоны — сказочный мир! Обилие причудливых персонажей только усиливает это ощущение. Кого тут только нет? Грозные великаны охраняют просторы замка, диковинные персонажи тайской мифологии, с утонченным изяществом, приглашают вас посетить, охраняемые ими дворцы. Очаровательные каменные зверюшки и застывшие странники, расположившись под тенью причудливых деревьев, или в густой растительности  газонов, с любопытством разглядывают многочисленных посетителей. Яркие, эмоциональные росписи на стенах, добавляют в этот волшебный мир неисчислимое количество персонажей и историй. Дворец живет своей жизнью. Ощущение праздника, сказки.

На территории комплекса находится Храм Изумрудного Будды – одного из наиболее важных изображений Будды, если не самого важного. Многоликая толпа, организованно направляется по направлению к Храму, дружно снимает обувь и проходит во внутрь. Фотографировать здесь запрещено и посетители, те которые не преклоняют колена, медленно двигается по периметру, а затем останавливаются перед далекой изумрудной фигуркой Будды, расположенной на высоте, под самым куполом.

Именно здесь, в этом, столь «намоленном» и  священном для этой страны месте, у меня начинают появляться первые вопросы. Возможно, для посвященных и просвещённых они покажутся глупыми, кто-то заподозрит в них  святотатство и непочтение… Мало ли в чем мы порой подразумеваем других… Но в культуре и традиции, к которым принадлежу я, умение задавать вопросы – это путь к познанию. А я хочу знать!

Первое, что сразу смущает мой покой – это именно «намоленность» места. Если буддизм не является религией, как таковой, то есть не признает наличия Бога или все определяющей всевышней силы, то перед кем склоняются в молитве, пришедшие в Храм? Если это Путь, по которому каждый должен пройти сам, достигнув максимальной степени просветлённости, воссоединения с Целым, каков смысл поклонения?

И ещё одна, совсем уже чудная мысль, приходит мне в голову, когда я смотрю на коленопреклоненных и распростертых ниц молящихся: из всех известных мне современных религий, только в Иудаизме не преклоняют колени перед Богом. Но ведь Буддизм не религия… по крайней мере, не в том понятие религии, которое знакомо мне…

Мы выходим наружу, обуваемся и продолжаем наше путешествие. «Жизнь замечательна и удивительна» — твержу я, полюбившуюся мне когда-то фразу – «Главное все замечать и удивляться!».

Для моего мужа это не первое посещение Бангкока. Он уже был здесь много лет тому назад. Дворцовый комплекс и бесконечные торговые ряды, это все что осталось у него в памяти, после той деловой поездки. Мой энтузиазм он воспринимает, мягко говоря, скептически. Поездка в Таиланд это его подарок мне, по моей просьбе. Его раздражает жара, влажность, толпа и глыбы золота в архитектуре и скульптурах. Длинные шаровары, поневоле натянутые на шорты, явно не улучшают его настроение. Вот я и пытаюсь разрядить обстановку, дурачась и повторяя эту гениальную фразу: «Главное все замечать и удивляться!»

Небольшое кафе, прямо на выходе из Королевского дворца, да жара и влажность на улице, напоминают нам о насущных потребностях, и мы заходим освежиться. Персонал кафе определить очень просто: они все одеты в униформу, подозрительно похожую на военную. Это ощущение подкрепляется и знаками отличия на ней, и даже орденами и медалями. На стенах кафе – множество портретов правящего короля. Эти атрибуты власти, присутствующие в западном мире обычно в государственных или военных учреждениях, вызывают мое любопытство. Картины, увиденного за полтора дня нашего пребывания в стране, начинают прокручиваться у меня в голове. Я вспоминаю, что униформы присутствуют почти всюду, исключение: водители тук-туков и рыночные торговцы. Служащие на территории дворца, храмов, работники кафе, ресторанов, общественных туалетов, уборщики на улицах, билетёры… все одеты в военного вида униформу, с знаками отличия. И портреты… На протяжении всего нашего пути как пешком, так и на транспорте, нас сопровождают портреты короля. В любом кафе, магазине, храме, через каждые 500 метров на трассах, всюду… Западному человеку более привычны статуи или немногочисленные официальные портреты, а здесь… Король ещё совсем ребенком, король в школе, на лодке, с фотоаппаратом, король целует королеву, играет с сыном, отдыхает, работает, путешествует… Для бывшего гражданина «социалистического рая», это обилие образов правителя, может показаться подозрительным и вызвать невольные ассоциации. Обилие – пугает, а сами изображения – наоборот, вызывают симпатию. Культ личности наоборот? Может это и возможно, искренне любить правителя? Если характер народа определяется его вероисповеданием,  то ответ, наверно, должен быть в Буддизме?

Побродив немного в окрестностях Дворца, мы направляемся к Храму Лежащего Будды, предварительно получив необходимую информацию в туристическом агентстве. Только потом мы понимаем, как важна была достоверность этой информации.

Идти нам не долго, не больше трёх километров, но нас все время останавливают.

— Куда вы направляетесь?
— Спасибо, мы доберемся.
— Так куда вам?
— В Храм Лежащего Будды, но мы доберемся. Спасибо.
— Это очень далеко…
— Не страшно, мы любим ходить пешком.
— И он уже давно закрыт. В 3:30 все закрыто. Вам нужно прийти завтра. Сегодня могу вам предложить поездку по другим храмам города. Всего за 100 батов! Жалко в такую жару идти пешком. Там закрыто.
— Как жаль, но мы уже ученые… — мы благодушны, мы улыбаемся.
— Что значит? – недоумение у очередного благодетеля.
— Нас уже «поимели» утром – терпеливо объясняем мы.

Широченная улыбка на лице, сложенные вместе ладони, большие пальцы под подбородком и легкий поклон. Наша быстрая обучаемость вызывает у него явное уважение и мы продолжаем свой путь.

И таких диалогов – не меньше четырех на этой короткой дистанции. Я понимаю водителей тук-туков, но что имела в виду, преклонных лет женщина, которая пыталась нас убедить, что Храм уже давно закрыт и нам надо пойти в ближайший парк? Подумать страшно!

В Бангкоке у нас постоянное ощущение, что мы «легкая добыча» и нас все пытаются обхитрить. Нас это забавляет. Кто кого? Надолго ли?

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ